Интернет-магазин ЗИМЕРКА
Main Logo
Сайт В.П.Гоча

Книги, изделия, технологии Научной Школы Причинности. Многие из них можно приобрести.

Каталог

М.В.Годунов АНСАМБЛЬ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА БИПОЛЯРНЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ШКАЛ

Книга 1

 

 

УДК 159.9.072.422
ББК 88.3
        Г59

 

Научный редактор:

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор
И.В. Абакумова

 

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор В.Т. Фоменко
кандидат биологических наук, профессор О.С. Васильева

 

Годунов М.В.
Ансамбль свойств личности: интерпретация и диагностика биполярных семантических шкал. Книга 1. - М.: КРЕДО, 2016. - 365 с.

ISBN 978-5-91375-087-7

 

   В монографии представлен оригинальный инструмент работы с личностью - ансамбль из 64 биполярных шкал, содержащих 2084 свойства личности, для которых определены семантические поля. На их основе сформулированы рекомендации по развитию высших свойств личности. Разработанный ансамбль свойств личности является моделью её возможных состояний, проявляемых во взаимодействиях различной природы. Это позволяет увидеть мультифакторную проекцию динамических процессов деятельности человека во внешнем и внутреннем мире и расширяет возможности интерпретации, диагностики и коррекции различных состояний личностной сферы.

   Монография адресована широкому кругу читателей - психологам и педагогам, научным работникам и студентам гуманитарных специальностей, а также всем, интересующимся темой самосовершенствования и личностного роста.

 

 

           СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Введение

Личность как психологическая категория

Развитие представлений о свойствах личности

Планы бытия личности и её базовая метафора

Когнитивная и смысловая сфера личности

Общие основания для ансамбля свойств личности

Интерпретация полярных свойств личности

Строение биполярной семантической шкалы

Ансамбль (64 шкалы) свойств личности

Особенности диагностики ансамбля свойств личности

Формирование высших свойств личности

Семантические поля свойств личности

Основные выводы и предложения

Алфавитный указатель свойств личности

Литература

 

           ОТ АВТОРА

   Решение заняться исследованием данной темы появилось в процессе моего знакомства с различными теориями личности. При их изучении не получалось увидеть весь спектр свойств (черт) личности, которые она проявляет в своём развитии и взаимодействиях. Такое отсутствие обоснованной совокупности личностных свойств, как элементной базы, означало недосказанность и пробелы в психологическом описании человека.

   Возник исследовательский вопрос: если в науках, изучающих окружающий мир, известно, из чего состоит объект исследований - в физике известны семейства элементарных частиц, в химии есть периодическая таблица элементов, в биологии рассматриваются классы и отряды животных, а также растений, то почему в психологии нет подобного описания?

   В данной монографии предлагается подход к описанию личности посредством совокупности её свойств и их иерархии. Тема личности и её свойств - обширный вопрос, имеющий немало «белых пятен». Поиски ответов на него с неизбежностью выводят исследователей за рамки строго психологического подхода. Чтобы отношение к такой проблеме было целостным, необходимо для её решения дополнительно привлекать философию, лингвистику, культурологию, историю, социологию, медицину, физику, математику и другие науки о человеке. Личность является монолитной системой, исследовать которую можно разнообразными подходами, в нашем случае - через множество её свойств, как граней многогранного единого кристалла.

  Проведенные исследования позволили выявить четыре принципа организации комплекса свойств личности. С их помощью разработан оригинальный инструмент работы с личностью - ансамбль её свойств, включающий набор биполярных шкал с ключевыми и переходными уровнями, а также подробное их описание. Такой упорядоченный комплекс является моделью возможных состояний личности, проявляемых во взаимодействиях различной природы. Это позволило сформулировать практические рекомендации по развитию позитивных свойств личности для гармоничного взаимодействия в социуме, реализации творческих возможностей, а также достижения физического, психического, социального и духовного здоровья.

   С помощью ансамбля свойств личности имеется возможность определения её высших (добродетельных) и низших (порочных) свойств. К высшим свойствам своей личности человек стремиться, так как они задают вектор развития. О низших личностных свойствах человек должен знать и понимать, что они по своей сути служат ему «жесткими» учителями в процессе своего становления и восхождения как духовной системы. Это означает познание себя и анти-себя, как отражение бытия и инобытия.

   Полученные результаты могут использоваться как в теоретических, так и в прикладных исследованиях, а также в сфере практического консультирования и оказания психологической помощи населению. Монография адресована широкому кругу читателей - психологам и педагогам, научным работникам и студентам гуманитарных специальностей, а также всем, интересующимся темой самосовершенствования и личностного роста.

   Выражаю искреннюю благодарность и признательность за помощь и поддержку при написании этой книги моей семье, моим наставникам, коллегам и друзьям.

 

         ВВЕДЕНИЕ

   Для обретения счастья человек стремится к здоровью на физическом, психическом, социальном и духовном уровнях своего бытия. Все составляющие живой системы человека на этих уровнях можно объединить понятием «личность». Для восхождения к высотам своей личности важно обладать единством и гармоничным сочетанием её свойств, как элементов системы. Всё многообразие свойств личности формируется и проявляется во взаимодействиях, как со своим внутренним миром, так и с внешней действительностью, постоянно меняющейся и испытывающей человека.

   Для описания личности разработано много моделей и теорий, которые продолжают совершенствоваться. В процессе исследования этих разработок замечено, что много внимания уделяется описанию структуры, закономерностей функционирования личности на разных уровнях, моделированию её поведения в различных условиях. При этом недостаточно изучено, какой же совокупностью свойств может вообще обладать личность, какие позитивные свойства личности необходимы для её гармоничного развития? Такой дефицит знаний, установленный при анализе состояния исследований, проявил познавательную ситуацию - недостаток знаний о свойствах (чертах) личности, об их совокупности, структуре и описании.

   Определение такой совокупности свойств личности в виде упорядоченного ансамбля необходимо для интерпретации и диагностики, что позволит выявлять не единичное свойство, а их индивидуальную комбинацию, присущую конкретной личности и проявляемую в различных отношениях и актах поведения. Формирование ансамбля свойств личности - это комплексная проблема, которая находится на стыке нескольких дисциплин и поэтому является сложной динамической системой. Она представляется задачей с открытым входом и открытым выходом, при этом: «из-за множественных положительных и отрицательных связей, существующих в сложной динамической системе, любой метод, раскрывающий одни её характеристики, будет неизбежно скрывать, подавлять и деформировать другие её существенные характеристики. Универсальный метод исследования, который бы только раскрывал характеристики сложной системы, ничему при этом не мешая, невозможен» [107, с. 183]. При решении такой проблемы дать на старте точное теоретическое предсказание итогов этого междисциплинарного исследования затруднительно.

   Исходя из познавательной ситуации, сформулирована цель исследований - изучение свойств личности и выявление закономерностей формирования их совокупности. Для достижения данной цели выбран объект исследований - личность, совокупность свойств личности, проявляемых во взаимодействиях. Это позволяет сфокусировать внимание на актуальных сторонах изучаемого объекта, то есть определить предмет исследований - описание свойств личности, выявление в их совокупности закономерностей взаимного расположения, определение направлений позитивного развития личности.

   Сформулирована научная гипотеза - различие в смысловом содержании между свойствами личности является условием формирования ансамбля как комплекса их упорядоченных последовательностей в виде биполярных шкал, отражающих особенности взаимодействий, что позволяет определить направления развития позитивных свойств личности.

   В соответствие с целью и гипотезой определены задачи исследований:

  1. Выявить закономерности, на основе которых происходит формирование биполярных шкал свойств личности.
  2. Определить набор биполярных шкал в ансамбле свойств личности, отражающих различные жизненные взаимодействия.
  3. Определить семантические поля, раскрывающие содержание свойств личности.
  4. Сформулировать рекомендации по формированию позитивных свойств личности.

   Научная новизна: установлены закономерности формирования ансамбля свойств личности - принципы функциональности, направленности, преемственности и вмещения. Сформирован ансамбль свойств личности в виде набора из 64 биполярных шкал, содержащих 2084 свойства личности. Для всех свойств определены семантические поля, на основе которых разработаны рекомендации по развитию позитивных свойств личности, как комплекса её высших свойств.

   Ансамбль свойств личности является постановочной моделью, позволяющей проводить качественную интерпретацию и диагностику различных состояний личности. Это позволяет увидеть не единичное свойство, отражающее локальное состояние личности, а мультифакторную проекцию динамических процессов взаимодействий человека в меняющемся мире. Использование последовательных переходных состояний в биполярных шкалах позволяет переходить от фрагментарного отображения личностных свойств к упорядоченному (симметрированному) множеству, имеющему трехмерную семантическую ориентацию. Поэтому такой ансамбль является как теоретическим, так и практическим инструментом, расширяющим возможности диагностики и коррекции различных состояний личностной сферы.

                                    Ключевые слова: личность, свойство личности,
                                                                  биполярная шкала, семантическое
                                                                  поле, ансамбль свойств личности.